Звуко-буквенный разбор
Главная » 2013 » Июль » 10 » Звуко-буквенный разбор
09:11
 

Звуко-буквенный разбор

Как указывалось выше, понятие «грамматический разбор» ограничивается разбором по членам предложения и разбором по составу слова. Звуко-Буквенный разбор не следует называть грамматическим, потому что «Фонетика» является самостоятельным разделом науки о языке и в «Грамматику» не входит. Но так как этот вид языкового анализа имеет большое значение в формировании важнейших умений в области родного языка, считаем необходимым остановиться и на нем.

ФОНЕТИКО-ГРАФФИЧЕСКИЙ разбор – это вид языкового анализа, состоящий в определении количества звуков и их соотнесении с буквенным составом слова, в характеристике каждого звука, в определении места ударения и количества слогов.

Звуко-буквенный разбор в начальных классах имеет большое значение для формирования у учащихся орфографического навыка: совершенствует фонематический слух учащихся, учит четко разграничивать понятия звук и буква; предупреждает ошибки на замену и пропуск букв; лежит в основе многих орфографических правил (правописание парных согласных и безударных гласных в корне, разделительного Ь знака и т. д.). А также для совершенствования речи младших школьников: лежит в основе усвоения норм литературного произношения; разграничивает лексическое значение слов, отличающихся звуком или буквой (лук – луг, мел – мель, эскалатор — экскаватор); является важным условием выразительности чтения и устной речи.

Чаще всего с целью лучшего запоминания следует предлагать детям для звуко-буквенного разбора с непроверяемыми написаниями, а с целью усвоения норм орфоэпии – слова с непроверяемыми написаниями, а с целью усвоения норм орфоэпии – слова типа: конечно [ш], что [ш], большого [ова]. Но есть и такие слова, которые в начальной школе разбирать не рекомендуется.

С точки зрения фонетических особенностей все слова русского языка можно представить в виде трех групп:

1. Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях: сын, шмель, день, ель, музей, тюльпан, труба, дуга, горы, рыбы и т.п.

2. Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях и слабых, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем: трава, лиса, суп, ерш, рельс и т.п.

3. Слова, которые имеют в своем составе звуки (фонемы) в сильных и слабых позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций тех же фонем: мороз, стена, еж, часы, перепелка, вечер и т.п.

Слова первой и второй групп не представляют сложностей для звукового разбора, так как, работая с ними, учащиеся не попадают в ситуацию выбора ориентиров (на что опираться: на звук или букву). Звуковая и буквенная формы этих слов совпадают. А вот слова третьей группы неоднородны.

Пригодны для анализа двухсложные слова с ударением на втором слоге: нога, бегут, пятно и т.п. В этом случае звук слабой позиции вполне доступен для вычленения (хорошо слышен).

Двухсложные слова с ударением на первом слоге лучше не использовать, так как в них имеется очень краткий гласный: вечер, грохот и т.п.

Практика школьного обучения показала, что не следует брать для звуко-буквенного разбора слова с трудным стечением согласных: умывается [цъ],[ш] счастье.

Многие методисты не рекомендуют проводить разбор слов с «йотированными гласными». А. Соловейчик М. С. считает, что для подобного ограничений нет оснований, так как звук [й] легко вычленяется из звуковой последовательности в любой позиции. Исключая анализ слов типа: яма, мою, съел, ружье, мы сами подталкиваем детей к смешиванию звуков и букв.

Особенности работы в каждом классе школы 1-3:
(традиционный подход в обучении)

В 1 классе собственно звуковой разбор начинается уже в период обучения грамоте. На уроках русского языка изучается вся фонетическая теория и вводится алгоритм разбора, но преобладает устная характеристика звуков и частичный разбор:

~ Назовите (подчеркните) в словах гласные звуки (буквы, обозначающие гласные звуки).
~ Найдите слова с двумя одинаковыми гласными.
~ Подчеркните слово, в котором больше согласных, чем в других словах.
~ Выпишите слова, в которых количество звуков и букв одинаково.

С целью контроля полезно использовать перфокарты. Для анализа берутся слова, в которых все звуки находятся в сильных позициях, либо слабая и сильная позиция фонемы совпадают по звучанию. Можно также разбирать слова, где расхождение произношения и написания объясняется изученным орфографическим правилом: мыши, жили и т. п. Развитие умения производить звуко-буквенный анализ связано с расширением круга анализируемых слов.

Во 2 классе чаще проводится полный разбор в обеих формах. Для анализа берутся слова, связанные с изучаемыми орфографическими правилами: грибки, солнце, коза, в которых произношение и написание не совпадают, но легко обнаруживаются.

В 3 классе звуко-буквенный разбор тесно увязывается с изучаемыми частями речи и их правописанием. С целью преемственности со средней школой можно ввести элементы транскрибирования, но при это не пренебрегать устной формой разбора. Для анализа берутся слова с «йотированными гласными», с несколькими труднымислучаями соотношения звуков и букв, с несовпадением их количества: местность, семья и т.п.

АЛГОРИТМ РАЗБОРА

1. Сколько в слове слогов? Какой по счету ударный?
2. Сколько в слове звуков? Букв? (Если чего-то больше, то почему?)
3.Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?
4. Охарактеризовать каждый звук. Какой буквой обозначен на письме?

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА

Устного:

Письменного: 1. В лове два слога, первый ударный.2. Букв – 8, звуков-7, Ь-звука не обозначает.3. Гласных – 2 зв., Согласных – 5 зв.4. [ш] – согл., глух., тверд., буквой «ша».[к] – согл., глух., тверд., буквой «ка».[о] – гл., ударн., буквой «о».[л’]–согл., зв., мягк., буквой «эль» и «ь».

[н’] — согл., зв., мягк., буквой «эн».

[и] – гл., безуд., буквой «и».

[к] – согл., глух., тверд., буквой «ка».

1. Школьник – 8 б., 7 зв., 2 гл., 5 согл.2. Школьник– 8 б., 7 зв., 2 гл., 5 согл.(мягкие =)(твердые-)3. Школьник– 8 б., 7 зв., 2 гл., 5 согл.(- глухие)(= звонкие)

В традиционной методике звуко-буквенный разбор сводится в основном к подсчету количества слогов, букв, звуков. Методист Соловейчик М. С. критикует такой подход к анализу слов, справедливо полагая, что он затеняет собственно звуковой анализ, затормаживает развитие фонетического слуха учащихся. Соловейчик М. С. предлагает проводить фонетико-графический анализ слов в два этапа:

I этап – собственно звуковой анализ слова, воспринимаемого на слух (звуки называются по порядку и характеризуются);

II этап – обозначение звуков буквами.

Нет единого мнения и по оформлению звуко-буквенного разбора в тетрадях учащихся

Сравним возможные формы письменного разбора:

Традиционная форма.

В учебнике 4 класса (1-4).

Предложена Соловейчик М. С. и Жедек П.С.

Просьба -7 б., 6 зв.,2 гл., 4 согл. просьба – 2 слогап — [п] гл., тв.р — [р]зв., тв.о — [о]с — [з’]звь -б — [б] зв., тв.

а — [а]

7 б., 6 зв.

[п] = п[р] = р[о] • о[з’] = с, ь[б] = б[а] • а

Каждая из этих форм записи имеет свои плюсы и минусы. Традиционная форма – экономична, доступна первоклассникам, но не отражает соотношения букв и звуков, учащиеся ориентируются в основном на буквенный анализ слова. У Рамзаевой Т. Г. письменный разбор максимально приближен к средней школе, отражает не только соотношения звуков и букв, но и характеристику звуков. С другой стороны такая форма записи требует дополнительного времени и хорошей скорости письма, поэтому вводится, как правило, в последнем классе начальной школы. У Соловейчик М. С. и Жедек П.С. запись ведется от звуков к буквам и отражает их соотношения, но помет, характеризующих звуки, мало.

Фонетические ошибки и их причины.

1. Первоклассники затрудняются:

а) в вычленении звука из слова и его изолированном произношении, распространены ошибки типа:
- в слове МОРКОВЬ первый звук [мэ] (а не [м]).
- в слове ЗИМА первый звук [з] (а не [з’]).
Предупреждению этих ошибок способствует прием протяженного произношения нужного звука, либо попеременного протягивания каждого звука в слове (с-с-сон, со-о-о-н, со-н-н-н);

б) в определении ударного слога, гласный которого произносится с большей силой и длительностью (прием «Позови слово»);

в) в разграничении твердых и мягких согласных звуков, что связано с неразвитостью языкового чутья и неумением наблюдать за работой органов (в момент произношения мягкого звука средняя часть языка приподнимается к нёбу);

г) в разграничении гласных и согласных звуков, звонких и глухих, так как не знают их отличительных признаков, формально усвоили фонетическую теорию.

2. Самыми грубыми и широко распростертыми не только в начальной, но и в средней школе являются ошибки на смешение понятий «звук» и «буква». Их причины:
- неумелая организация обучения фонетике, когда учителя спешат поскорее перейти к изучению букв, не сформировав у первоклассников умения на слух подсчитывать, выделять и характеризовать звуки;
- неточность терминологии, когда звук и буква называются одним словом: «гласныйзвук» и «гласная буква». Использование разной терминологии («гласный звук», но «буква гласного», «буква, обозначающая гласный звук») способствует четкому разграничению смешиваемых понятий (см. учебник 1 класса Поляковой А. В.).

3. Многие школьники не слышат звук [й], когда он «замаскирован» в буквенной форме слова: ель, семья, мои, съел и т.п. Вот почему необходима систематическая и целенаправленная работа по вычленению звука [й], по наблюдению за способами его обозначения в словах.

Итак, качество выполнения звуко-буквенного разбора является показателем уровня фонематического слуха учащихся, без которого невозможно полноценное овладение такими сторонами речевой деятельности, как чтение и письмо.

Теги: звуко буквенный разбор, сделать звуко буквенный разбор слова, как сделать звуко буквенный разбор

Просмотров: 18098 | Добавил: frieved | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0


Конструктор сайтов - uCoz
Copyright MyCorp © 2014